Журнал прикладной герменевтики © 4. Лос Анджелес, апрель 1996 г. Примечания автора Апрельский выпуск Журнала прикладной герменевтики "Читатели бесконечности" опубликован так поздно в связи с тем, что он вместе с тремя первыми выпусками является частью первона- чального набора из четырех номеров, специально разработанного в соответствии с идеей магов, что число четыре предполагает порядок и постоянство. Автор журнала крайне хотел бы придать этому журналу свойства, как можно более дале- кие от временности, какими бы эти свойства не оказались. Похоже, что именно по этой причине было принято решение о публикации этого журнала в виде книги. Пусть так и будет. Так как чет- вертый выпуск уже был подготовлен к выходу в конце марта, то стало невозможным избежать необходимости опубликовать его в виде ежемесячного выпуска. Новая область философских исследований. В предыдущих выпусках этого журнала мы широко обсудили идеи Герменевтики, как метода интерпретаций, идеи Феноменологического Метода и идею интенциональности. Я хотел бы теперь обозначить возможность новой области философских исследований. Разъяснение этого предмета основывается на определениях некоторых концепций, которые были разработаны мага- ми, или иначе говоря, шаманами, жившими в Мексике в древние времена. Первая из этих концепций, которая является краеугольным камнем деятельности и воз- зрений магов, называется видением. Под видением, маги подразумевают возможность того, что по их воззрениям, люди могут воспринимать энергию так, как она движется во вселенной. Маги также заявляют, и это подтверждается их практиками, что энергия может непосредственно вос- приниматься так, как она течет во вселенной, если все тело человека используется как средство восприятия. Маги делают различие между телом, как частью того мира, о котором мы знаем, и всем организмом, взятым как энергетический элемент, который не является частью нашей системы знаний. Этот энергетический элемент включает в себя невидимые части тела, такие, как внутрен- ние органы, и энергия, которая сквозь них проходит. Они утверждают, что энергия может воспри- ниматься напрямую именно таким образом. Так как наш привычный образ восприятия предполагает доминирование зрения, то маги описывают акт прямого восприятия как видение. Для магов, воспринимать энергию так, как она движется во вселенной, означает, что энергия воспринимается неидиосинкратическими, особыми конфигурациями, которые постоянно повторяют сами себя, и это может восприниматься одинако- вым образом теми, кто видит. Самым важным примером такого постоянства восприятия конфигураций энергии являет- ся человеческое тело, которое воспринимается непосредственно как энергия. Маги воспринимают человека как конгломерат энергетических полей, который создает полное впечатление светящейся сферы. В этом смысле, энергия описывается магами, как вибрация, которая собирает себя в эле- менты, способные к сцеплению между собой. Они описывают всю вселенную составленной из энергетических конфигураций, которые маги видят как нити, или светящиеся волокна, которые тянутся во всех направлениях и не запутываются между собой. Это непостижимое заявление для линейного ума. Здесь содержится противоречие, которое нельзя разрешить: как эти волокна могут тянуться во все стороны и не перепутаться между собой? Маги, естественно практикующие феноменологический метод, могут только описывать события. Если их термины описания кажутся неадекватными и противоречивыми, то это связано с ограничениями синтаксиса. Тем не менее, их описание верно, насколько это вообще может быть. Светящиеся энергетические волокна, из которых состоит вся вселенная тянутся повсюду в беско- нечность во всех направлениях, и тем не менее, они не запутываются между собой. Каждое волок- но - это индивидуальная, конкретная конфигурация: каждое волокно - это сама бесконечность. Для того, чтобы более адекватно описать это явление, возможно было бы правильным создать совсем иное описание. Маги считают, что это не какая-то искусственная идея, потому что прямое восприятие энергии - это то, что может сделать любой человек. Маги утверждают, что это условие предоставляет человеку возможность достижения, путем эволюционного процесса, нового согла- шения о том, как воспринимать вселенную. Другая концепция магов, которая также нуждается в пристальном внимании философско- го исследования - это то, что они называют намерением. Они описывают его как изначальную силу, которая пронизывает всю вселенную, силу, которая осознает себя в том смысле, что она реагирует на призывы или команды магов. Акт использования намерения они называют намере- ванием. При помощи намеревания, маги способны, как они утверждают, высвободить не только человеческие способности восприятия, но и человеческие способности действий. Они достигают этого при помощи намерения, таким образом могут быть реализованы самые что ни на есть ис- кусственные формулировки. Предел возможностей магов к восприятию называется человеческой полосой, это значит, что существует ограничение для способностей человека, которое обусловлено организмом челове- ка. Эти ограничения - это не просто обычные ограничения мышления, но ограничения всех ресур- сов, заключенных в организме человека. Маги считают, что эти ресурсы никогда не используются, а хранятся в месте своего нахождения из-за предвзятых идей о наших ограничениях, ограничени- ях, которые не имеют ничего общего с нашим действительным потенциалом. Маги придерживаются точки зрения, которая гласит, что раз восприятие энергии так, как она движется во вселенной, не является произвольным и идиосинкратическим, то маги свидетель- ствуют и формулирование энергии, которое происходит само по себе и не является продуктом нашей интерпретации. Маги заявляют, что восприятие таких формирований это само по себе и является ключом, который реализует скрытые потенциалы человека, которые никогда не вводятся в действие. Так как такие формирования энергии, по определению, происходят независимо от решения человека или его вмешательства, то существует возможность создания новой субъектив- ности. Так как эти формирования энергии являются однородными и способными к сцеплению между собой, для всех людей, которые могут видеть, то это значит, что для магов, эти формирова- ния энергии являются источником новой интерсубъеуктивности. Согласно магам, субъективность нашей современной жизни определяется синтаксисом нашего языка. Он автоматически нуждается в общем курсе, поэтому учителя при помощи тради- ционных команд, которые кажутся продуктом нашего исторического развития, начинают направ- лять наше восприятие мира, с дня нашего рождения. Маги утверждают, что интерсубъективность, которая следует из этого ориентированного на синтаксис воспитания, на самом деле управляется описаниями-командами. Маги убеждены, что с другой стороны, субъективность, возникающая в ходе прямого восприятия энергии так, как она движется во вселенной, не подчиняется синтаксису. Она не нуж- дается автоматически в общем курсе и в учителях, которые могут выделить то или иное при по- мощи комментария или команды. Соответствующая интерсубъективность среди магов существует благодаря тому, что они называют силой, которая является общей суммой всех намереваний взя- тых вместе от каждого индивидуума. Так как такая интерсубъективность выявляется не путем синтаксических команд или настойчивых утверждений, то маги заявляют, что эта субъективность - это побочный продукт работы всего организма человека, зафиксированного на одной единствен- ной задаче: намеревании прямой коммуникации. В итоге, для магов интенциональность намеревания является прагматическим использо- ванием намерения, силы, которая делает все возможным. Для них, намерение - это прагматиче- ский канал знаний, и интенциональность - это средство его использования. Это не просто интеллектуальная оценка, роста человеческого сознания, принятая в фило- софском дискурсе западного человека, которая производится на основе основных чувств и слож- ных процессов, которые производят знание. Маги исключительно прагматичны по отношению к своей жизни, и для них интенциональность - это живая вещь. Это выражается в том, что часть магов обладает настроением, которое они называют положение силы. Из этого положения силы они могут действительно вызывать намерение. В этом смысле, интенциональность превращается в полностью сознательный акт намеревания. Маги объясняют, что это явление возникает тогда, когда весь организм человека, весь его потенциал вовлечен в одно всеохватывающеее действие - намеревание. Если принять во внимание способность магов напрямую воспринимать энергию, то это явление можно взять как исходное положение для того, чтобы открыть новую эру в философских исследованиях. Отсутствие у магов интереса к концептуализации их знания и их практик, всегда было помехой к реализации этой возможности. Маги утверждают, что после того, как они дости- гают некоторых порогов восприятия, которые подобны входам в другие реальности, то интересы практикующих фокусируются исключительно на практических аспектах их знания. Так как маги склонны к прагматизму, то они могут на самом деле осуществлять транс- формацию философии и философских поисков в реальность практических действий, включив в нее более содержательный взгляд на человеческий потенциал. Они утверждают, что прямое вос- приятие энергии возникает в том случае, когда то, что проводит нас в эту новую субъективность свободно от синтаксиса. Маги считают, что эта новая субъективность - это способ достигать наме- рения посредством активного процесса интенциональности. Путь воина - как философско-практическая парадигма. Энергетическое тело. Четвертым элементом пути воина является ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ТЕЛО. Дон Хуан Матус объяснял, что с незапамятных времен, маги называли энергетическим телом особую конфигура- цию энергии: которая принадлежит каждому индивидуальному человеку. Он также называл эту конфигурацию телом сновидения, дублем или другим. Он предпочитал называть его энергетиче- ским телом, в соответствии с договоренностью магов придавать особое значение абстрактным концепциям. Но он также сказал мне секретное смешное название энергетического тела, которое использовалось как эвфемизм: как прозвище, как выражение привязанности, как символ друже- ского отношения к чему-то непостижимому и скрытому: он называл его que ni te jodan - что по английски значило: "они не должны беспокоить тебя или твое энергетическое тело". Дон Хуан формально объяснял, что энергетическое тело представляет собой набор энер- гетических полей, которые являются зеркальным отражением образа энергетических полей, кото- рые составляют человеческое тело, если оно видится непосредственно как энергия. Дон Хуан говорил, что у магов физическое тело и энергетическое тело представляют собой один цельный элемент. Далее он объяснял, что маги верят в то, что физическое тело заключает в себе и тело и разум в том виде, как мы их знаем, и что физическое и энергетическое тела - это единственные взаимно уравновешенные конфигурации в нашей человеческой реальности. Так как не существует дуализма, разделения между телом и разумом, то единственный возможный дуализм существует между физическим и энергетическим телом. Маги также утверждают, что восприятие - это процесс интерпретации данных органов чувств, и что каждый человек обладает возможностью непосредственно воспринимать энергию, или иначе говоря не пропускать ее через систему интерпретаций. Как уже утверждалось выше, когда люди воспринимаются таким образом, то они выглядят как светящаяся сфера. Маги счита- ют, что эта светящаяся сфера - это конгломерат энергетических полей, которые удерживаются вместе таинственной собирающей силой. - Что ты имеешь в виду под конгломератом энергетических полей, - спросил я дона Хуа- на, после того, как он впервые сказал мне о них. - Энергетические поля сжимаются вместе странной связующей силой, - ответил он. - Маги владели искусством, благодаря которому они могли приманивать энергетическое тело, которое находится очень далеко от своей второй половины, физического тела, и подводить его так близко, что оно начинало осуществлять контроль над всем, что делает энергетическое тело. - Если уж стремишься быть точным, - продолжал дон Хуан, - то, ты можешь сказать, что в тот момент, когда энергетическое тело, находится очень близко к энергетическому телу, то маги видят две светящиеся сферы, почти наложенные друг на друга. Нашим естественным состоянием является такое состояние, в котором наши две энергии находятся рядом друг с другом, и так бы оно и было, если бы не тот факт, что с момента нашего рождения что-то отталкивает наше энер- гетическое тело прочь. - Маги линии дона Хуана придавали огромное значение дисциплине, которая требовалась для того, чтобы привлечь энергетическое тело как можно ближе к физическому телу. Дон Хуан объяснял, что хотя форма энергетического тела может варьироваться в некоторых пределах, его близость предоставляет магам возможность превращать его в другого или дубля: Другое существо, твердое и трехмерное, в подобие самих себя. Следуя подобным практикам, маги могут превращать свои твердые трехмерные физиче- ские тела в совершенную копию энергетического тела, иначе говоря конгломерат полей, состоя- щих из чистой энергии, невидимой обычному глазу, как и вся энергия, этереальный заряд энер- гии, который может, к примеру, пройти сквозь стену. - Дон Хуан, разве действительно можно развить энергетическое тело до такой степени? Или ты просто описываешь какие-то мифические предположения?, - спросил я, будучи удивлен- ным и сбитым с толку этими утверждениями. - В магах нет ничего от мифа, - ответил он на это. - Маги - это прагматические существа, и то, что они описывают, всегда обладает трезвостью и приземленностью. Нам всегда мешает наше нежелание отказаться от нашего линейного мышления. Это превращает нас в неверующих людей, которые убивают себя, веря в самые что ни на есть проклятые вещи. - - Когда ты так говоришь, дон Хуан, то ты всегда имеешь в виду меня, - сказал я. - Ради веры во что я убиваю себя? - - Например, ты убиваешь себя ради веры в то, что антропология имеет значение или что она существует. Точно так же как религиозный человек убивает себя ради веры в то, что Бог - это человек, который находится на небесах, а дьявол - это космический злодей, который находится в аду. - Это было весьма в стиле дона Хуана - говорить ранящие, но абсолютно точные замечания о моей жизни в этом мире. Чем более прямыми и ранящими они были, тем больший эффект они на меня оказывали и тем больше они меня беспокоили, когда я их слышал. Другим его дидактиче- ским приемом было то, что он давал мне очень интересную информацию о концепциях магов, в настроении, которое было очень легким, но очень критическим по отношению к моим попыткам заставить его дать мне линейные объяснения. Однажды, в тот момент, когда мы говорили об энер- гетическом теле, я задал ему один из своих запутанных вопросов? - Могут ли маги посредством этих процессов, - спросил я, - трансформировать свои этере- альные тела в твердые трехмерные тела, и свои физические тела в этереальное тело, которое мо- жет проходить сквозь стены? - Дон Хуан, приняв профессионально серьезный вид, поднял свой палец и сказал, - Посред- ством волевого - хотя и не вполне сознательного - хотя и находящегося в пределах наших воз- можностей, но и не в пределах наших обычных способностей - использования связывающей силы, которая связывает вместе энергетическое и физическое тела, как два конгломерата энергетических полей. - Хотя это и было сказано в духе насмешки, его объяснение было более чем точным фено- менологическим описанием процессов, непостижимых для нашего линейного сознания, хотя и постоянно выполняемыми нашими скрытыми энергетическими ресурсами. Маги утверждают, что связью между энергетическим и физическим телом служит таинственная связующая сила, кото- рую мы используем бессознательно, даже не осознавая ее существование. Утверждается, что если маги воспринимают тело как конгломерат светящихся энергети- ческих полей, то они воспринимают сферу, диаметр которой определяется длинной рук вытяну- тых в сторону, а высота длиной рук, вытянутых вверх. Они также воспринимают, что в этой сфере существует так называемая точка сборки, точка с более интенсивной светимостью, размером с теннисный шар, которая расположена за спиной, на высоте лопаток на расстоянии вытянутой руки. Маги утверждают, что в точке сборке поток энергии превращается в данные органов чувств и интерпретируется как мир повседневной жизни. Дон Хуан говорил, что помимо этого, точка сборки обладает второй очень важной функцией: она является связующим звеном между физическим телом и точкой сборки энергетического тела. Он описал это соединение по аналогии с двумя намагниченными кругами, каждый размером с теннисный шар, которые сближаются вместе под воздействием силы намерения. Он также сказал, что если физическое и энергетическое тела не соединены между собой, то их соединение выглядит как этереальная линия, которая иногда выглядит такой тонкой, что кажется, что ее нет. Дон Хуан был уверен в том, что энергетическое тело уходит все дальше и дальше пока человек растет, и что смерть наступает в результате разрыва этой тонкой связи. Вопросы о пути воина. Есть тема, по которой люди задают целую серию вопросов. Этот вопрос можно в общем задать так, - Что должно со мной случиться? - Люди спрашивают меня об этом, они пишут мне об этом, или я слышу об этом через третьих лиц. В этом же духе задаются следующий вопрос, - Я понимаю, что вы пытаетесь собрать массу людей, потому что провалился ваш первоначальный магический план. Я притянут тем, что вы делаете. Что вы планируете сделать со мной? - Это вопрос, который следовало бы адресовать гуру или духовному лидеру. Я не считаю себя ни гуру, ни духовным лидером, а только лишь тем, кто старается соответствовать тому опре- делению, которое дал дон Хуан. Он определил мою роль по отношению к другим ученикам, ска- зав, - Ты можешь стремиться только к тому, чтобы быть советником. Ты можешь указать на ошибку, которую ты увидел, ты можешь подсказать правильный путь для того, чтобы что-то сде- лать, потому что ты будешь видеть все с преимущественной позиции внутренней тишины. маги называют это взглядом с моста. Маги видят воду - жизнь - так как она течет под мостом. Глаза их устремлены точно в ту точку, где вода уходит под мост. Они не могут смотреть вперед. Они не могут смотреть назад. Они могут видеть только сейчас. - Я прилагал огромные усилия, и я буду их продолжать для того, чтобы выполнять эту роль. Когда кто-то интересуется и говорит, - Я притянут, - то я не верю, что этот человек притя- нут ко мне. Личная связь с учителем - это как раз тот подход, с которым мы все знакомы и кото- рый мы практикуем. Он несомненно происходит от личной привязанности к Папе или Маме, или сразу обоим, или к кому то еще, кто выполняет эту роль в семье или в кругу друзей. Если в своих книгах я создал впечатление, что дон Хуан был лично связан со мной, то это было лишь моей бессознательной неправильной интерпретацией. С самого первого момента на- шей встречи, он постоянно работал над тем, чтобы устранить эту мою тенденцию. Он называл это нуждой и объяснял, что это чувство развивается и поддерживается социальным порядком, и что такая нужда - это самая непристойная манера создания и поддержки рабского образа мысли. Он говорил, что если я считал, что я "притянут" к нему, то я притянут не к нему лично, а к идее сво- боды, к идее которую маги формулировали в течении поколений. Что касается провала первоначального плана, то все что я могу сказать по этому поводу - это то, что линия дона Хуана заканчивается мной и тремя другими учениками дона Хуана, но это не является знаком провала какого-либо плана. Это просто ситуация, которую маги объясняют так, - Это естественные условия, в которых любой порядок приходит к своему концу. - Тот факт, что я говорю, что я хотел бы привлечь как можно больше людей и создать кон- сенсус, происходит из за понимания того, что мы находимся в конце весьма интересной линии поступков и идей. Мы чувствуем себя незначительными посредниками в осуществлению огром- ной задачи: задачи по объяснению того, что мир магов - это не иллюзия и не приятие желаемого за действительное. Другой вопрос звучит так, - У вас был учитель, как я могу совершенствоваться, если у меня нет такого учителя? Я беспокоюсь оттого, что у меня нет дона Хуана. Беспокойство - это добросовестное взаимодействие с нашим социальным окружением, так, мы беспокоимся обо всем. " Беспокоиться" - это синтаксическая категория, которая равно- значна тому, чтобы говорить, - Я не понимаю. - Беспокойство не означает того, что мы поглоще- ны мыслями о чем-то, это просто способ выделить ту тему, которая для нас важна. Если вы гово- рите, что вас беспокоит, что рядом с вами всегда нет дона Хуана, то это уже заявление о том, что возможно поражение. Это выглядит так, словно это заявление открывает перед вами путь назад, которым всегда можно воспользоваться. Сам дон Хуан сказал мне, что вся сила, которую он использовал для того, чтобы меня направлять, была связана с процессом передачи, который был установлен традицией магов. Он готовил меня к тому, чтобы я продолжал его линию. В течении многих лет очень многие люди путешествовали по Мексике в поисках дона Хуана. Они восприняли рассказы в моей книге, как открывшуюся для них возможность. Это опять таки было моей неудачей. Не то, чтобы я поступил неаккуратно, но я должен был воздержаться от того, чтобы делать напыщенные заявления, на что я оказался мастер. Дона Хуана интересовало продолжение своей линии, а не обучение своему знанию. Я уже почти прояснил это, но важно то, на чем я постоянно настаиваю: дон Хуан вообще не был учите- лем. Он был магом, который передавал свое знание своим ученикам, исключительно для того, чтобы продолжить свою линию. Так как его линия пришла к концу вместе со мной и его тремя другими учениками, он сам предложил мне написать о его знании. И именно по тому, что его линия пришла к своему концу, его ученики открыли миру всегда закрытую дверь в магию и теперь стараются объяснить, что такое магия и чем занимаются маги. Маги говорят, что единственным учителем или руководителем, который у нас может быть - является дух, они имеют в виду абстрактную и безличностную силу, которая существует во все- ленной и обладает самоосознанием. Возможно ее можно назвать иначе: осознанием, сознанием, познанием, жизненной силой. Маги считают, что она пронизывает собой всю вселенную, и что она может направлять их, и что все, что им нужно для того, чтобы достичь этой силы - это внут- ренняя тишина, поэтому они утверждают, что не личность, а эта сила - единственное, с чем мы должны быть связаны. Также часто задается другой вопрос, - Почему вы никогда не говорили в своих книгах о Тенсегрити, и почему вы говорите об этом теперь? - Я никогда раньше не говорил о Тенсегрити, потому что Тенсегрити - это версия тех дви- жений, называемых магическими пассами, которые дон Хуан дал своим ученикам, эти движения были разработаны шаманами древней Мексики, которые были в начале линии дона Хуана Матуса. Тенсегрити основывается на этих магических пассах, и оно происходит вследствие соглашения, заключенного между четырьмя учениками дона Хуана, которые договорились свести воедино четыре разных серии движений, которым их обучали индивидуально для того, чтобы привести их в хорошее физическое и ментальное состояние. Следуя требованиям дона Хуана, я в течении всех этих лет воздерживался от упоминания магических пассов. Меня обучали им в обстановке высокой секретности и это повлекло с моей стороны согласие окружить их такой же секретностью. Наиболее близко я подходил к описанию этих движений в те моменты, когда писал о том, как дон Хуан " хрустнул суставами". В шутливой форме, он предложил мне, чтобы я относился к магическим пассам, которые он непрестанно практиковал, как "к способу, при помощи которого он хрустит своими суставами". Каждый раз, когда он выполнял такое движение, его суставы обычно издавали треск. Он использовал это как средство привлечения моего внимания для того, чтобы скрыть действительное значение того, что он делал. Когда он дал мне возможность осознать что такое магические пассы, объяснив мне, чем они на самом деле являются, то я всегда изо всех сил старался повторить звуки, которые издавали его суставы. Он пробудил во мне тягу к соревнованию и при помощи этого "притянул" меня к тому, чтобы я выучил серию движений. Я никогда не смог извлечь такого хрустящего звука - нет худа без добра, потому что нельзя никогда доводить мышцы и сухожилия до такого стрессового состояния. Дон Хуан просто был с рождения способен хрустеть суставами своих рук и спины, также как существуют люди, которые могут хрустеть суставами пальцев. Когда дон Хуан и часть его соратников-магов формально обучали меня магическим пас- сам, и обсудили их вид и эффект, то они следовали строжайшим процедурам: процедурам, кото- рые требовали величайшей концентрации и сопровождались ритуалами и полнейшей секретно- стью. Ритуальная часть этого обучения была быстро отброшена доном Хуаном в сторону, но сек- ретность еще более возросла. Как уже было сказано выше - Тенсегрити - это сведенные воедино четыре линии магиче- ских пассов, которые должны были быть трансформированы в особо специализированные движе- ния, которые должны быть представлены не в виде движений для отдельного человека, а в общей форме, которая подходила бы всем. Причина, по которой сейчас мы обучаем людей Тенсегрити, современной версии древних магических пассов, такова: четверо учеников дона Хуана пришли к соглашению, что раз их роль уже не состоит в том, чтобы продолжать линию дона Хуана, то они хотели бы облегчить свою ношу и расстаться с секретностью, скрывающей то, что имело ни с чем несоизмеримую ценность для них и их здоровья. Дневник Тенсегрити. Как делать Тенсегрити? Шаманы древней Мексики с самого начала относились к магическим движениям как к чему-то уникальному и никогда не использовали их как последовательность упражнений, для развития мускулатуры или живости. Дон Хуан говорил, что они рассматривали их как магические пассы с самого момента их создания. Он объяснял слово "магический", как едва уловимое изме- нение, которого практикующие ждали от них: эфемерное качество, которое эти движения привно- сили в их физическое и ментальное состояния, что то наподобие сияния или света в глазах. Он называл это неуловимое изменение "прикосновением духа": словно посредством этих движений, практикующие восстанавливали обычно не используемую связь с жизненной силой, которая их поддерживала. Он также объяснял, что эти движения назывались магическими пассами, потому что при помощи их практики, маги переходили, в терминах восприятия, в другое состояние бы- тия, в котором они могли воспринимать мир неописуемым образом. - Из-за этого качества, по причине этой магии, - однажды сказал мне дон Хуан, - эти дви- жения должны практиковаться не как упражнения, а как способ привлечения силы. - - Могут ли они использоваться просто как физические упражнения, хотя они и никогда для этого не использовались? - спросил я. Я добросовестно практиковал движения, которым меня обучил дон Хуан, и чувствовал себя невероятно хорошо. Этого ощущения благополучия мне было вполне достаточно. - Ты можешь практиковать их так, как ты хочешь,- ответил дон Хуан. - Магические дви- жения повышают осознание, вне зависимости от того, как ты делаешь их. Самым верным было бы принять их такими каковы они есть - это магические движения, которые, если их практиковать, приводят к тому, что практикующий сбрасывает маску социализации. - Что такое маска социализации? - спросил я. - Это маска, внешний слой, который мы все защищаем и ради которого мы умираем, - сказал он. - Это маска, которую мы приобретаем в мире, которая не дает нам реализовать весь наш потенциал, которая заставляет нас верить в то, что мы бессмертны. - Система Тенсегрити, которая является модернизированной версией этих магических дви- жений, преподавалась в виде системы движений по той причине, что это было единственным способом, которым таинственные и многочисленные аспекты магических движений могли быть представлены в современном виде. люди, которые теперь практикуют Тенсегрити - это не практи- кующие шаманы, тем не менее, если рассматривать их как движения, то они обладают особой ценностью и значением. С этой точки зрения - физический эффект от магических движений - это очень важный момент, который помогает собрать практикующему большое количество энергии. Так как шама- ны древней Мексики интересовались другими эффектами магических пассов, то они разбили длинные серии движений на отдельные элементы, и практиковали эти элементы по отдельности. В Тенсегрити - эти фрагменты были вновь сведены в их первоначальные длинные формы. Поэто- му, возникла система движений, система, в которой сами движения имеют особую важность. Выполнение магических пассов, показанных в Тенсегрити, требует наличие особого места и спланированного времени, но в идеальном варианте - эти движения должны делаться в уедине- нии, в любой момент времени или в случае необходимости. Тем не менее условия городской жиз- ни облегчает формирование групп, и под воздействием этих обстоятельств, единственным спосо- бом, которым можно было учить Тенсегрити - это преподавать ее группам практикующих. Прак- тика в группе полезна по целому ряду причин и вредна по целому ряду других причин. Она полез- на, так как это создает консенсус движений и возможность обучаться путем сравнения и проверки. Она вредна, так как она благоприятствует появлению синтаксических команд и явлений, связан- ных с иерархией: а маги как раз стремятся избежать субъективности, происходящей из синтакси- ческих команд. К несчастью, вы не можете съесть свой кекс и оставить его, поэтому Тенсегрити должно практиковаться в той форме, в которой это возможно: в группах, в одиночестве, или од- новременно в двух вариантах. Во всех других отношениях, то, как преподается Тенсегрити - это добросовестное воспро- изведение того способа, которым дон Хуан обучал своих учеников. Он бомбардировал их огром- ным количеством деталей и перегружал их разум количеством и разнообразием движений, а также подразумевал, что каждое из них по отдельности - это путь в бесконечность. Его ученики в течении многих лет пребывали ошеломленными, смущенными, и более того, подавленными, потому что они чувствовали, что подобная бомбардировка - была для них несправедливым нападением. Дон Хуан, следуя традиционному средству магов, скрывал основ- ную цель практикующих, , стремился к тому, чтобы насыть кинестетическую память своих учени- ков. Он заявлял, что если они будут продолжать практиковать движения, несмотря на свое сму- щение, то некоторые из них достигнут состояния внутренней тишины. Он сказал, что в состоянии внутренней тишины все становится ясным с той точки зрения, что мы не только можем вспом- нить магическое движение с невероятной точностью, но и в совершенстве знаем, что с ним делать, или чего от них ждать, без того, чтобы нам сказал об этом кто-то другой или кто-то направил нас. Ученики дона Хуана с трудом могли поверить такому заявлению. Тем не менее, каждый из них, с определенного момента переставал испытывать смущение и ошеломление. Крайне таин- ственным образом, магические движения, так как они были магическими, располагали себя в экстраординарной последовательности, которая сама по себе все объясняла. Отношение людей , которые практикуют Тенсегрити в наши дни полностью соответству- ет отношению учеников дона Хуана. Люди, которые посещают лекции и семинары по Тенсегрити, чувствуют себя сбитыми с толку количеством движений, они шумно требуют систему, которая позволила бы им объединить